Апостол Павел в своем послании заклинает Тимофея перед Богом и Господом нашим Иисусом Христом, который будет судить живых и мертвых: «Проповедуй слово, настой во время и не во время». Т.е. вовремя и не вовремя. Бывает проповедь не вовремя.
У нас другая проблема – у нас нет проповеди вовремя. Когда вовремя и не вовремя – это значит, что есть избыток, который не в кассу. А тут нас есть некая скудность. Это подстегивающий момент для того, чтобы нам с вами, всем, озаботиться сеянием Божьего слова. Это касается не только священников, я уверен, что проповедниками являются певцы и чтецы и обычные верующие простые люди.
Вы знаете, что славянский алфавит дает 9 буквам имена? И буквы, сложенные по именам в предложения, рождают тексты. «Аз буки веди» – «я буквы знаю». «Глаголь добро есть» – «слово — это хорошо». Если певцы на клиросе пропевают все слова четко, осмысленно и сознательно, вклад
ывая душу и ум в них, то пение получается проповедью. Чтец, который читает с чувством, с толком, с расстановкой, а не так, как пономарь.«Господи, услыши молитву мою! Услыши мя, Господи!» Можно же прочесть так, что не будет ничего понятно. А если хорошо четко прочитать – то это проповедь. Проповедуют у нас чтецы и певцы постоянно. Проповедуют Евангелие, церковную историю и догматы церкви через внятное, настойчивое, пропущенное через сознание слово певца и чтеца. Это повышает требования к ним, к людям на клиросах. Потому что там болтают, листают свои гаджеты. Это гадство нужно заканчивать.
Не знаю, насколько меня вообще слышат, кому я это говорю, в какую пустыню я вообще кричу. Но сколько я уже храмов прошел в своей жизни – стоят и листают гаджеты, смс-ки пишут, спят. Потом проснулись и спели. А что они спели – им до лампочки. Поставь манекен, чтобы он рот раскрывал, дай ему денег, и он тоже будет: «Хвалите Имя Господне!» Это же свинство, это смертный грех. Куда должны смотреть настоятели? Кого мы обманываем? А они проповедники вообще-то.
Это все для догматического и литургического сознания, т.е. «проповедуй вовремя и не вовремя» — это не только священнику сказано. Это сказано всем, кто читает и поет в храме. Или преподаватели воскресных школ – они же проповедники. Собрал малышей после службы, мужчин и женщин собрал, и вот он их учит.
Нужно, чтобы все проповедовали. Как-то и где-то. Вот пошли мужики на рыбалку. «А что ты делаешь в воскресенье?» – «В театр пойду, наверное. А ты?» — «Да я тоже в театре давно не был…» — «А я в храм пойду» — «Ты? В храм? А что ты там делаешь?» Вот, это звоночек о том, что нужно начинать проповедовать. Скажи им сейчас, зачем ты в церковь ходишь. Это твоя проповедь, и нужно быть к ней готовым. Нужно понимать, зачем ты ходишь.
Все должны проповедовать, но проповедовать должен только тот, кто понимает, зачем ему жить на свете. Все это поемое, читаемое, совершаемое – оно должно быть понятно вам. Если вы турки или китайцы, ничего не понимаете, ну что вы можете дать детям, внукам, себе? А ведь там сказано – постоянно проповедуйте.
Поэтому священники, конечно, все разные, но клиросные, чтецы, певцы, свечницы, звонари – все проповедуют. Один звонит и думает, как он пиво пойдет пить. А другой звонит и молитву читает. И будет разный звон. Колокол по-разному звучит в разных руках.
Живи с Богом и будешь проповедником. Понимаете? А то ведь мы иначе погибнем. И не думайте, что я шучу. Не все, кстати, кое-кого Господь спасет. Подумайте, кого. До свидания.
Протоиерей Андрей Ткачев: https://www.youtube.com/watch?v=x8q79LBBXso
БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ В ВАШ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК: