Жестокость мира, она от демонов. Разврат мира, он от того, что весь человек стал плотью, и только плотью.
И радость мира – шумная и надрывная радость, от которой тяжело, как с похмелья – это лишь декорация.
Это аналог репродукции картины на стене, висящей только для того, чтобы закрыть дыру в обоях.
Для начала мир пуст.
После грехопадения он пуст, как барабан; пуст, как опустошенный вором кошелек.
Оттуда, из чрева пустоты, выползает та самая медленная и звенящая тоска, с которой если кто не знаком, то не сможет понять и ощутить сердцем, чему можно радоваться в Рождество.
Пустой мир и человек, сдувшийся как шарик.
И если надо дальше жить, даже если и не хочется, но придется, то нужно ра
звеселить себя чем-то.Пустота – от грехопадения. Суетный шум – от невозможности сидеть на месте и в тишине.
Разврат – от погасания духа, от тотальной власти плоти и невозможности этой власти сопротивляться.
А уже злоба – от демонов. В особенности – лукавая злоба, в которой улыбаются и держат паузу.
В которой вынашивают замысел и строят планы.
В которой жестокость не порывистая, а осмысленная, санкционированная, идеологическая.
Что еще есть вокруг, что ускользнуло из списка? Кого не назвали? Вот на эту землю, попадающую под описание, и пришел Христос. На развратную от отчаяния землю пришел Сын Девы, не имевший в Себе греха.
На поглупевшую землю пришла Премудрость Божия. Туда, где пустота, пришел Тот, в Котором полнота. И поскольку земля из-за демонов стала лукава и жестока, милосердного Христа ждали на земле сети словесных уловок, крики распинателей и плетки солдат претории.
Он это знал и все же Он пришел.
Не отрекся.
Не отказался.
Прими благодарный поклон, Спаситель мой и Благодетель.
Мы празднуем Рождество, господа!
Рождество, говорю, празднуем, товарищи!
Братья и сестры, мадам и месье, Воплощение Сына Божия торжествуем!
Нам праздники даны не для воспоминаний о событиях, а для сердечного участия в них — в этих самых празднуемых событиях. По замыслу и в идеале, мы не «вспоминаем» и едим, а соучаствуем и веселимся. И если праздник способен приобщить человека к радости пастухов, слышавших Ангельский хор, и волхвов, принесших дары, то Рождество способно заострить также и ту тоску дохристианского мира, от которой в томлении издыхало человечество. (Не издыхает ли оно вновь, только уже не как ждущее Искупителя, а как отрекшееся от Него, и следовательно более виновное?)
Предпраздничная тоска. Непонятная пустота, день за днем сосущая сердце. Смутное недовольство всем вообще и ничем конкретно.
Шуба не греет, покупка не тешит, анекдот не смешит. Новости страшат, разговоры утомляют.
Знакомо? Если нет, то чему вы радуетесь в Рождество? Книге нужен переплет и картине – рама.
Так для радости нужен печальный контраст, потому что и сама радость это ответ Бога на печаль мира.
Конкретный ответ на конкретную печаль. Речь не о личной печали, которая у всех своя, а о печали вселенской, которой дышат все без исключения. И благодать, та, что обрезает не крайнюю плоть, но сердце, делает человека внутренне чувствительным не только к движениям Духа, но и к тонкой печали века сего.
Эта печаль погибающего человечества, печаль мало кем осознанная, но несомненная, свела с Небес Сына Божия.
Это Он сжалился на нашу бедность, на наше угасание, на наше бесплодное ползание в пыли.
Он ведь с Отцом и Духом не для того нас создал, чтобы мы жили вот так, как живем обычно.
Пропасть лежит между тем, какими мы быть должны, и какими стали. И дело нужно было исправить, но не человеческой рукой. Слаба она.
Дело нужно было исправить рукой Божественной. Рукой, на первых порах – младенческой. Это и есть Рождество.
Чувствуя странную, нездешнюю радость от того, что Он пришел, мы вполне обязаны обрезанным сердцем чувствовать и вкус той трагедии, которая привела к Воплощению, а затем к Крестному Страданию Иисуса и Его воскресению. Нечувствие радости есть точный диагноз неверия. И излишний праздничный шум это лишь звуковая завеса.
Рождество тишины хочет. Тишины и простоты. Тишины, простоты и слез. Слез в тишине и радостного ужаса.
Ужас прогоняет тоску и приносит смысл. Ибо если и есть что-то подлинно ужасное (в смысле не бытовом, но библейском), то это Истина, завитая в пеленки, которую вдруг распеленали.
Говорить можно много, и если разговорился, то уже и хочется. Но надо ли?
Что скажет человек, когда Ангелы поют, да и не в одиночку, но хором!
Такое привычное, но совершенно неизвестное празднование.
Морозное, елочное, в шарах и лентах, измучившее приближением, оглушающее приходом.
Рождество пришло.
Пришло Рождество.
Пришло…
(Андрей Ткачёв.)
Живите под Божьим благословением!
Чтобы дела шли успешнее, закажите службу в православном храме:
Мы молимся о Вас!
====================================
С благословением на все доброе и полезное,
Сергий, р.Б., священнослужитель, духовник,
Настоятель Свято-Никольского храма и других
E-mail: mail@aurumserg.ru
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И МОЛИТВА В ТЕЛУШЕ http://otecserg.ru
ДУХОВНОСТЬ И БИЗНЕС http://aurumserg.ru